Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по педагогике, психологии, обучению ребенка

Скачать реферат:

Название: Развитие изобразительных способностей детей в дошкольном возрасте

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13     14    15    16  

Итак, одна из причин неспособности к рисованию - непослушность руки, отсутствие умений подчинить ее движения решению изобразительной задачи, неумение действовать в соответствии со сложившимся образом - представлением о предмете.
Советские ученые, анализируя способности к изобразительной деятельности, называют разные компоненты способностей. Так, А.Г.Ковалев отмечает, что каждая способность имеет свою структуру.
Структура:
1. Опорные свойства - высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающегося в процессе деятельности (чувство линии, формы, пропорции и т.д.);
2. Ведущие свойства - художественное творческое воображение;
3. Определенный фон - эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому явлению.
Исследования, проведенные в НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А.Венгера, показали: в основе художественных способностей дошкольников лежит широкое сенсорное развитие ребенка, формирование у него разнообразных перцептивных действий, включающих и действия восприятия внешних свойств и качеств предметов, и тактильных и кинестетических действий.
Исследователи-психологи А.Мелик-Пашаев и З.Новлянская подчеркивают важность овладения технической стороной художественной деятельности, называя технические качества способностями "служебного" порядка. Разделяя их мнение, мы не можем согласиться с отведением ей лишь служебной роли. Без ручной умелости ни взрослый, ни тем более ребенок не смогут воплотить в картине, лепном изображении образы восприятия и воображения, как бы богаты они ни были.
Для дошкольника нет неважных компонентов способностей к изобразительной деятельности. Все они взаимосвязаны и формируются также в тесной взаимосвязи.
Мы не случайно рассказали об исследователях детского изобразительного творчества, кто подчеркивал, сколько важна роль навыков и умений в создании изображения графически. Дело в том, что эту сторону деятельности долго время не подвергали специальному изучению. Более того, некоторые художники и педагоги, занимаясь с детьми рисованием, считали: специально выделять графические и технические навыки рисования, а тем более развивать их не следует. Тем самым якобы засушится деятельность, ребенок отвлечется от образного решения. Внимательное изучение специфики возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка показывает ошибочность подобной точки зрения. Более того, нами замечено, что ребенок с удовольствием повторяет многократно то или иное движение (т.е. движение руки с карандашом), он как бы отрабатывает свободное и уверенное формообразующее движение. Он испытывает эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удается ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять ее выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать, лепить, вырезать дети связывают с умением изображать. Мы спрашивали многих детей, с которыми занимались изобразительной деятельностью. На наш вопрос "Любишь ли ты рисовать и почему?" подавляющее большинство отвечало положительно, а причину связывали с умением рисовать.
Собственно, на эту особенность детской изобразительной деятельности указывал психолог Г.С.Костюк. Вот что он писал по этому поводу: "Дети все сначала, особенно в дошкольном возрасте, увлекаются этой деятельностью. Однако у одних это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у других спадает. Определяющую роль здесь играют разные их успехи в овладении способами графического изображения объектов, передачи на бумаге формы, строения, положения в пространстве, цвета и других свойств предметов, в выработке необходимых для этого умения и навыков".
Итак, овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умения, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения.
Для дошкольников имеет особое значение двигательная основа рисования, т.к. в этом возрасте дети только начинают овладевать движениями рук и орудийными действиями, способами создания изображения. В исследовании мы исходили из положения: изобразительная деятельность - сложная художественная деятельность. Овладение ею в связи с этим требует развития целого комплекса свойств человека, разнообразных сенсорных и сенсомоторных качеств, навыков и умений. Только в этом случае обеспечивается успешное осуществление развития деятельности и формирование способностей к ней. Мы предположили также, что умелость как своеобразная способность имеет сложную структуру, включает ряд компонентов, которые формируются постепенно в процессе целенаправленной изобразительной деятельности. По мере овладения этими компонентами дети приобретают все большую свободу отражения предметов и явлений окружающего, творческого выражения своего отношения к изображаемому.

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13     14    15    16  

Скачан: 48 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама