Калужские рефераты


Скачать реферат:

Название:

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33     34    35    36    37    38  

6. 3. Самоотражение и язык Роль коммуникации в межгрупповой конкуренции. Совместные действия требовали преодоления кризиса "атомарности": единое развитие манипуляционной активности, мозговых структур и звуковых сигналов как специфической семиотической системы; инстинктивные возгласы как предтечи членораздельной речи; звуковые сигналы и позитивные поведенческие эффекты. Роль процессов научения в закреплении социально обработанных сигналов. Необходимость превращения каждого акта отражения во фрагмент социально-коммуникативного процесса через семантику слова. Революция в осмыслении образа и моделировании мира: идеальное опосредование ситуаций и материализация психических образов в слове; отражение не только среды, но и самого процесса отражения (модель собственного места в мире - феномен человеческого "Я"); идеализация субъективных значений определённостей материального мира. Возникновение элементов индивидуальной памяти. Ограничение инстинктивной регуляции поведения индивидов. Гипотеза Ф.Кликса о причине гибели неандертальцев (мозг неандертальцев ориентирован на непосредственно-чувственную репрезентацию опьгга в ущерб более ёмкому формально логическому упорядочению кроманьонцев, обладавших и более богатой речью, Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление М.,1983).
6.4. Результаты неолитической революции Дихотомическое сознание как определяющая характеристика первобытной культуры (этические, эстетические и религиозные формы общественных отношений). Рост эффективности охотничьих технологий и верхнепалеолитический (палеолит - древний каменный век, 1,75 млн.-15 тыс. лет назад) экологический кризис: исчезновение многих видов животных, ужесточение конкуренции между сообществами, сокращение количества населения. Присваивающее хозяйство зашло в тупик. Неолитическая (неолит - новый каменный век, сменивший палеолит) революция (длилась 5 тысяч лет) и разрешение кризиса: новая технология (переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству); интеллектуальный рост (исследования этнографов показывают, чго ум земледельца и скотовода отличается от ума охотника и превосходит его по информационному объёму). Интеллектуальный уровень вызывает и новое качество человеческих отношений (новы мораль): поголовное физическое уничтожение чужаков перестаег быть правилом, через прагматику возникают различные формы межплеменного компромисса. Классовое расслоение и эксплуатация вытесняют "нормативный" геноцид, массовое истребление чужаков и людоедство. Это бьш переворот эпохального значения: начинается человеческая история или социально-историческая стадия эволюции Универсума (Назаретян 1996: 52-68).
6.5. История и прогресс Проблема прогресса в истории одна из самых сложных в науке, поскольку необходимо отвечать на следующие вопросы: есть ли в истории законы и логика? какую роль играли личности и можно ли осуждать исторические события? что улучшалось в истории и чему нас научила история? становился ли человек лучше, нравственнее, мудрее? что нас ждет в будущем?
В рамках единой модели эволюции Вселенной история человеческой цивилизации представлена как одна из эволюционных фаз. Генеральное направление неизменно: удаление от термодинамического равновесия обеспечивалось эффективностью использования энергии за счёт роста организационного разнообразия и обогащения информационных моделей. На уровне социально-исторической стадии универсального эволюционизма общеэволюционные критерии прогресса сохраняются, но усложн~потся. Типы цивилизаций в истории (аграрная, индустриальная и постиндустриальная) отличались уровнем развития производительных сил (К.Маркс) или более эффективным способом использования энергии, более сложной, разнообразной социальной организацией (классовое расслоение, политические режимы, степень социальной свободы и рост продолжительности жизни, эволюция системы общественных отношений) и разными типами сознания. Развитие технологий и разделение труда требовали интеллектуального обогащения действующих субъектов. С расширением мировосприятия сопряжена неолитическая революция (ум скотовода отличается от ума охотника). Но и рабовладельцу не понять тактику феодальной эксплуатации, а ранние капиталисты не видели смысла в социальных защитах. Возрастающее разнообразие деятельности людей увеличивало ёмкость информационного моделирования мира (Назаретян, 1991: 119-120).

  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33     34    35    36    37    38  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама