Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по истории политических и правовых учений ИППУ

Скачать реферат:

Название: Форма гос устройства

  1    2    3    4    5     6    7    8    9    10    11    12  

1. Специфика федеративного устройства государства
Федерация - "форма территориально-политического устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство".15 Политический смысл федерации наиболее коротко может быть передан понятием "компромисс" - федерация позволяет найти равновесие между действующими одновременно центробежными и центростремительными силами, примирить стремление к самостоятельности в прошлом обычно разъединенных, независимых, имевших собственные исторические судьбы и - нередко - этнокультурные различия государственно-политических образовании и тенденцию к их объединению (или сохранению единства) во имя достижения общих экономических, внешне- и внутриполитических целей.
Федеративные государства современного типа появились в конце XV HI в., первым из них могут быть названы Соединенные Штаты Америки.
Принятой тринадцатью штатами федеративной Конституции 1787 г. предшествовала неудачная попытка объединить бывшие английские колонии на принципах Статей конфедерации (первая американская конституция 1777 г.) - со слабым центром, отсутствием сильной исполнительной власти. Отличительной чертой политического устройства США после 1787 г. и федеративных государств нового времени стало предоставление союзным органам права принимать решения, распространяющиеся непосредственно на граждан: вводить налоги, издавать законы, осуществлять административное управление, в то время как в создававшихся ранее объединениях все эти действия выполняли только власти государств - участников союза.16
Так возникла двухуровневая система политического управления - закрепляемое конституциями разделение полномочий между федеральным правительством и правительствами участников федерации, что является основным признаком союзного государства.
Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления политической раздробленности17. Образование союзного государства ни в одном из этих случаев не служило средством регулирования межнациональных отношений, поэтому в классических федерациях политико-территориальное деление не привязано к национальному составу населения"18.
В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации.
Число субъектов федераций бывает весьма различным: в нынешней ней Югославии и на Коморских островах - по 2, в Австралии - 6 (сейчас решается вопрос о превращении Северной территории в седьмой штат), в Объединенных Арабских Эмиратах - 7, в Австрии - 9, в Канаде - 10, в Германии - 16, в Швейцарии - 23. в Индии - 25, в США - 50. Как видим, число субъектов федераций не зависит от размеров государства, да и в рамках одной и той же федерации параметры ее субъектов прежде всего величина территории и численность населения, разнятся порой очень резко Так, в США территория штата Аляска (570 833 кв. мили) в несколько сот раз превосходит территорию штата Род-Айленд (1055 кв. миль), а население штата Калифорния (23 668 тыс. чел.) почти в 60 раз больше населения той же Аляски (402 тыс. чел.).19 Несмотря на эти различия, статус их одинаков, то есть применительно только к штатам США - федерация симметричная.20 Государственные образования входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.
Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства21. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам.
Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации.

  1    2    3    4    5     6    7    8    9    10    11    12  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама