Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по административному праву и процессу

Скачать реферат:

Название: Понятие и сущность нормативно-правовых актов

  1    2    3     4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21  

1.2. Система нормативных актов
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая сис­тема, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям институтам.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Феде­рации, местного самоуправления, а также акты прямого народного во­леизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, специ­фикой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служа­щими основаниями для их классификации.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
• нормативные акты государственных органов;
• нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
• совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
• нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
• общефедеральные;
• акты субъектов Федерации;
• акты органов местного самоуправления;
• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:
• акты неопределенно длительного действия;
• временные акты.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на
• законы и подзаконные акты;
Критерии данной классификации позволяют установить значи­мость нормативных актов, их место и роль в правовой системе. В этой связи целесообразно более подробно рассмотреть названные выше виды актов.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
Во-первых, они принимаются только законодательными (пред­ставительными) органами государственной власти или непосредствен­но народом в порядке референдума.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая озна­чает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие от­ношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характе­ра. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке. Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт зако­нодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направ­ленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Кри­терии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, терри­тории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содер­жание.

  1    2    3     4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама