Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по маркетингу, рекламе, журналистике, PR

Скачать реферат:

Название: Информативность текста и способы ее повышения

  1     2    3    4  

Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет
имени Владимира Даля
Факультет языкознания, журналистики и социологии
Кафедра журналистики
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕКСТА И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Реферат по дисциплине:
логические основы редактирования
Проверила: доц. И.В. Абрамец
Луганск – 2005
Содержание
Введение……………………………………………….…………………3
1. Информативность текста………………………………………..……4
2. Способы повышения информативности…………………………….7
3. Отсутствие информативности в тексте……………………………...9
Выводы………………………………………………………………….11
Введение
Главная цель создания текста – сообщение информации. Общее количество информации, содержащейся в тексте – это его информационная насыщенность. У разных текстов этот показатель может быть различным в зависимости от новизны и полезности информации.
Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то о какой информативности может идти речь? Однако ставить между этими понятиями знак равенства тоже неверно: связность и цельность могут присутствовать в тексте, но информативности как таковой в нем не будет (пример этого будет приведен ниже).
И еще одно замечание: к сожалению, хотя теория текста изучена достаточно хорошо, почти ни в одном из современных учебников ничего не сказано об информативности текста. Этот материал был найден только в учебнике Н.С. Валгиной «Теория текста» [1], поэтому теоретическим основанием данного реферата является именно этот учебник.
Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.
1. Информативность текста.
Для начала определимся с основным понятием реферата: «Информативность текста – это степень его смысловой и содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и в авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли» [1; 231].
Н.С. Валгина говорит о том, что «поверхностная структура высказывания (количество языковых знаков, присутствующих в нем) и глубинная структура (количество информации, заключенной в нем) не совпадают <…> попросту – слов меньше, чем выражаемых смыслов» [1, 231]. Таким образом, понимаем, что при укрупении/уменьшении одной из структур возникают явления семантической экономии или избыточности. Первая создает условия для повышения информационной насыщенности текста при минимальной затрате речевых средств. Вторая же может быть прямо противоположной. При этом ее можно рассматривать или как недостаток текста – и тогда избыточность подлежит удалению, или как определенный стилистический прием.
В связи с возможностью разного способа представления информации в тексте – экономного и избыточного – существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. различной оказывается «глубина прочтения» текста. Тут авторам и редакторам следует помнить, что для разных читателей критерий «экономности-избыточности» окажется разным. Избыточной информации не должно быть слишком много, иначе текст будет труден для прочтения, но все-таки она должна быть, иначе текст будет труден для восприятия.
«Понятия избыточной информации и свернутой информации обычно рассматриваются на уровне целого текста. Однако эти качества избыточности и свернутости применимы и к отдельным высказываниям, и к фрагментам текста, в которые включаются эти высказывания, т.е. на уровне минимальных единиц. Как правило, наиболее естественным при создании текста оказывается стремление сократить словесную представленность смысловых компонентов. Поэтому сжатие двух-трех сообщений в одно простое предложение с сохранением объема информации – это закономерное явление…» [1; 233-234].

  1     2    3    4  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама