Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по муниципальному праву России

Скачать реферат:

Название: Местное самоуправление

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16  

Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма-Инфра*М, 1999 с.124-136
Местное самоуправление 1
Организация местного самоуправления 3
§ 1. Конституционно-правовые основы 3
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления 13
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан 17
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 19
§ 5. Гарантии местного самоуправления 23
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 24
Местное самоуправление
Конституция РФ рассматривает местное самоуправле­ние как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих .статей в число основ конституционного строя — свидетель­ство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Кон­ституция устанавливает, что оно в пределах своих полно­мочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь воз­можна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку ус­тановление общих принципов местного самоуправления со­гласно Конституции (п. "н" ст. 72) входит в совместное веде­ние Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муни­ципальной собственностью и решать ряд вопросов по разви­тию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федера­ции или самой Федерации недопустимо.
Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверж­дается принципиальное различие между государственной властью и самоуправлением. Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Кон­ституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение — для это­го не предусмотрено правовых форм. Но можно ли отгоро­дить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тог­да разрушается понятие суверенитета Российского государ­ства, который распространяется на всю территорию России.
Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов — без этого их деятельность неминуемо выльется в произвол. Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федераль­ным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (ст. 19), то, следовательно, эти органы вправе при­менять принуждение. Чем же тогда они отличаются от орга­нов государственной власти? Как видим, предложенное Кон­ституцией решение вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопросов.
Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с кон­ституциями и законами, а следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои про­блемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнитель­ными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы — в противном случае правомерно вмешательство органов государственной влас­ти. Каждый гражданин участвует в создании органов мест­ного. самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российского конституционного права, он.
участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и дея­тельности частью общей российской государственности и го­сударственности субъектов Российской Федерации. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утвержда­ется в его практическом развитии.

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама