Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по культуре, литературе, музыке ИЗО, истории

Скачать реферат:

Название: История возникновения г. Казань

  1     2    3    4    5  

История возникновения г.Казань.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СТЕПЕНИ ДОСТОВЕРНОСТИ СООБЩЕНИЙ ЛЕТОПИСНОГО СВОДА БАХШИ ИМАНА "ДЖАГФАР ТАРИХЫ" О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ В СВЕТЕ ДАННЫХ РУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.
Казань - единственный крупный город мира, не имеющий твердой даты своего основания. Почти каждый из десятков авторов, писавших о Казани, дал совершенно различные даты основания города.
Возникшая в последнее время необходимость выявить наиболее достоверную дату основания и историю города Казани, вызванная стремлением утвердить суверенитет республики, обострила интерес к своду средневековых булгарских летописей "Джагфар тарихы" (1680 г.) Бахши Имана. Это понятно: данный свод - единственный памятник, достаточно подробно рассказывающий о возникновении и средневековой истории города Казани.
Ряд турецких, украинских и казанских ученых уже в 1990-1991 гг. ввели данные "Джагфар тарихы" в научный оборот. Из казанских ученых первыми это сделали доктор архитектуры Н.Х.Халитов (см. Н.Халитов. Архитектура мечетей Казани. Казань, 1991 - и многочисленные статьи), профессор Казанской государственной архитектурно-строительной академии И.Н.Агишева (см. И.Н.Агишева. Возникновение города Казани и развитие ее до 1552 года.- Татарстан, N 11-12, 1995 и др. статьи), доцент кафедры Отечественной истории Казанского государственного педагогического университета О.Л.Малышева (см. О.Л.Малышева. В эру язычества.- Татарстан, N 11-12, 1995 - и др. статьи) и др. Любые источники, любые летописи в какой-то степени субъективны, и тот или иной исторический факт устанавливается на основе сравнительного анализа самых разных и независимых исторических источников. В любом источнике, в любой летописи есть ошибки и другие погрешности. Тем не менее историки используют такие источники. Напомним, что еще в XIX в. русские ученые-"скептики" объявили недостоверными "Повесть временных лет" и "Русскую правду" - главные источники по истории России, однако эти произведения до сих пор остаются основными русскими источниками (А.М.Сахаров. Историография истории СССР. М., 1978, стр.108). А сколько раз ученые-"скептики" объявляли подделкой "Слово о полку Игореве"! И что же? Это произведение остается фундаментом российской литературы.
А вот что пишут казанские ученые, которые уже исследовали характер и степень достоверности сведений свода "Джагфар тарихы".
Н.Х.Халитов, приступая к анализу сведений "Джагфар тарихы", отметил: "Одним из наиболее загадочных и интригующих источников... является до настоящего времени не опубликованный "рукописный свод булгарских летописей"... "История Джагфара" ("Джагфар тарихы" - русский перевод), список которой находится в личной собственности историка Ф.Г.Нурутдинова и готовится им к публикации. В нем содержится довольно много сведений о мечетях и других постройках городов Булгарии..., которые владелец рукописи любезно предоставил мне для использования в настоящей работе. Эти сведения нуждаются в самом серьезном изучении и анализе и до их подтверждения археологическими или иными материалами могут считаться легендарными. Подобное же опубликование легендарных сведений предпринималось исследователями прошлого неоднократно. Среди них можно назвать работы П.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова, Ш.Марджани, К.Насыри и др. (Н.Халитов. Указ.соч., стр.8). В своих более поздних работах Н.Х.Халитов неоднократно отмечает, что последние открытия археологов и архитекторов подтверждают данные свода "Джагфар тарихы". К примеру, приводя вывод специалистов о возникновении Соборной мечети г.Болгара в 1230-1260 годах, Н.Х.Халитов пишет: "Не расходятся с приведенной датировкой и сведения, даваемые Джагфар тарихы..." (Н.Халит. Главная мечеть Золотой Орды? - Татарстан, N 7-8, 1995, стр.80). Говоря об исследованиях той же Соборной мечети, Н.Х.Халитов подчеркивает: "Согласно исследованиям С.Айдарова, в конце XIII столетия здание было капитально перестроено. "Джагфар тарихы" подтверждает: "при эмире Мухаммед-Аламе (1293-1307 гг.) мечети были приданы современные формы и она получила название "Исмаилдан Джами" (там же, стр.80) - и т.д.
И.Н.Агишева, уже не первый год использующая данные "Джагфар тарихы" при реконструкции облика средневековой Казани, дает такое заключение об этом источнике: "Свод летописей "Джагфар тарихы" дает яркую и красочную картину возникновения и развития нашего города, быта и культуры горожан. Многие моменты истории Казани, особенностей ее пространственно-планировочного строя и архитектуры, описанные в своде, подтверждаются известными летописными, иконографическими и архивными материалами, данными историко-археологических, градостроительных и архитектурных исследований, данными геоморфологии города и его окрестностей" (И.Н.Агишева. Указ.соч., стр.62).
Сам свод - достаточно сложное сочинение. Бахши Иман, как это видно уже из беглого прочтения текста свода, объединил в единый труд очень разные по стилю, научному уровню и степени достоверности булгарские летописи IX-XVII вв. В том, что они у него под рукой были, сомневаться не приходится: крупнейший русский публицист XVI в. поп Иван Глазатый, работавший в 1564-1565 гг. с булгарскими летописями при написании "Казанской истории" (этот труд называют также "Историей о Казанском царстве" и "Казанским летописцем") пишет: "Об основании же Казанского царства - в какое время или как возникло оно - не нашел я в летописях русских, но немного видел в казанских" (Казанская история.- За землю русскую. Челябинск, 1991, стр.150). Это известие напрочь отметает предположения некоторых историков о гибели всех булгарских летописей во время штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 г.

  1     2    3    4    5  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама