Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по экономической теорим, макроэкономике, политэкономии

Скачать реферат:

Название: Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

  1    2    3     4    5    6  

Далее, в развитие своей идеи о процессе «дифференциации про­дукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естест­венное проявление самой конкуренции, Э. Чемберлин обосновы­вает растущее на этот процесс влияние неценовых факторов конку­ренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индиви­дуальными особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю». Увязывая сказанное с розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции на базе диффе­ренциации им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахож­дения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».
Совокупность названных факторов, по мнению Э. Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэто­му неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассма­тривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что
«учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложив­шемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая кон­куренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конку­ренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперни­ков: при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции. - Я.Я.), приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных меж­ду продавцами по одному на каждого».
Если принять первое условие, соглашается Э. Чемберлин, тогда в соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. По второму условию, когда в силу монополи­стической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степе­ни обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лими­тирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) осо­бенностями продукта и 3) затратами на рекламу».
Гарвардский профессор убежден, что в предложенной класси­фикации факторов монополистической конкуренции на базе диф­ференциации продукта имеют место такие факторы, которые ини­циируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В числе такого рода факторов он особо выделяет фак­торы, препятствующие снижению цены, и как пример называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
Однако и в таких случаях, утверждает автор «Теории монополи­стической конкуренции», конкурентная борьба продавцов-монопо­листов не исчерпывает себя, ссылаясь при этом на обычные жиз­ненные наблюдения.
Именно к специфической особенности монополистической конкуренции относит Э. Чемберлин то обстоятельство, что она уст­раняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который (избы­ток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержками.

  1    2    3     4    5    6  

Скачан: 2 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама