Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по экономической теорим, макроэкономике, политэкономии

Скачать реферат:

Название: Особенности развития малых предприятий в России

  1    2    3    4     5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20  

I. Рыночная экономика и малые предприятия
С другой стороны, в экономике страны сохраняется ситуация, когда производствен­ные активы в основном находятся в руках крупных хозяйственных структур, потребитель и работник не в состоянии в полной мере защитить свои права. Это касается и так называемых градообразуюших предприятий, на которых, как правило, занято более 30% трудоспособного населения города (например, чебоксарское АО “Промтрактор”, фрязинское НПО “Исток”, “Уралмаш” и т. д.). Кроме того, такие предприятия имеют на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженер­ной инфраструктуры (жилье, детские сады, медицинские учреждения, дома культуры, кинотеатры и пр.), обслуживающие большинство жителей города. В условиях плановой экономики это так или иначе выглядело целе­сообразным, но никоим образом не может соответствовать тем рыночным преобразованиям, которые происходят в России: рынок ориентируется на потребителя, а не на произ­водителя.
Сегодня предприятия, обеспечивающие рабочие места горожан, в большинстве своем являются крупнейшими неплательщиками налогов, имеют значительную дебиторско-кредиторскую задолженность и неудовлетворительную структуру баланса, требуют экономического оздоровления. Даже не столько экономическая, сколько социальная значимость градообразующих предприятий заставляет всерьез задуматься о проблемах их преобразования и обеспечения эффективного функционирования.
Один из способов решения проблем пред­приятий, имеющих статус градообразующих, их реконструкция и создание новых рабочих мест видится в образовании на их основе комплекса малых предприятий и развитие в регионах частного предпринимательского сек­тора, как более гибкого и устойчивого к изменениям конъюнктуры сегмента экономи­ки. Однако такая реструктуризация возможна только при соблюдении трех основных мо­ментов: экономической целесообразности; на­личия нормативно-правового аспекта; возмож­ности практической реализации.
При разукрупнении предприятия резуль­тат может оказаться двояким в зависимости от необходимости сохранения производственной структуры преобразуемого производства. Комп­лекс создающихся малых предприятий может по-прежнему выполнять функции, обслужи­вающие основное производство. Появление экономического интереса у инфраструктурных предприятий, вероятно, должно повысить эффективность последнего. С одной стороны, это связано с тем, что промышленный гигант в тяжелой финансовой ситуации сбрасывает лишний “балласт”. С другой же, развитие сер­висных производств так или иначе поддер­живает основное.
Однако такого рода реструктуризация не всегда может решить существующие проб­лемы, так как основная причина кризиса предприятия не устраняется. В данном случае процессу разукрупнения необходима будет значительная поддержка из центра для полу­чения капиталовложений и управленческих ресурсов. С другой стороны, если изменяются отношения собственности в рамках одного производства, может произойти нарушение технологического цикла основного производ­ственного процесса. Такое может случиться, когда отсутствует переходная “холдинговая” компания, в роли которой и выступает крупное предприятие.
Но разрушение экономических связей и ломка производственно-технологической цепи могут и не иметь решающего значения, если каждое малое предприятие, образованное в процессе реструктуризации либо создавшееся вновь на базе крупного, производит совер­шенно новые продукты или услуги. Так, уже сейчас на крупных предприятиях, которые в целом имеют низкий экономический потен­циал, существуют производства, для которых легко найти местный источник снабжения и которые поэтому могут работать независимо от основного предприятия; производства с технологиями, способные использоваться во многих других областях экономики, а также производства, обеспечивающие удовлетворе­ние местных потребностей. Таким образом, изучение рыночной конъюнктуры, быстрое реагирование на изменение потребительского спроса и гибкость производства в рамках малого предприятия вполне могут обеспечить его жизнедеятельность в процессе реструкту­ризации и нарушения или разрушения произ­водства “материнской” компании.

  1    2    3    4     5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама