Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по экономической и социальной географии

Скачать реферат:

Название: Эволюция научной географии

  1    2    3    4    5    6    7     8    9    10    11  

В конце XIX-начале XX века в России развивается целое созвездие географических научных школ: Д. Н. Анучин и его ученики Л. С. Берг и А.А. Борзов, деятельность которых особенно развернулась уже в советское время, В.В. Докучаев и несколько поколений его учеников, среди них В.И. Вернадский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Б.Б. Полынов, А.Е. Ферсман, А.И. Войеков. Многие выдающиеся географы в своих работах обращали огромное внимание на хозяйственное использование природных условий и ресурсов и тем самым внесли важнейший вклад в целостное развитие географической науки, что имеет принципиальное значение для экономической географии.
В советской географии значительное место занимает Николай Иванович Вавилов. Вообще, советская школа географии является преемницей анучинской школы. Ее развитием занимались ученики Анучина А. А. Борзов и Л. С. Берг. Их учение в основном относится к физической географии. Его хорошо дополнила географо-физическая школа Полынова Б. Б. Кроме того, в Советском Союзе развивались географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова и С. Д. Муравейского, океанологическая школа Ю. М. Шокальского и Н. Н. Зубова, биогеографическая школа В. Н. Сукачева и В. Б. Сочавы, а также экономико-географическая школа М. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.
Среди иностранных исследователей географии следует выделить Оскара Пешеля, опубликовавшего книгу «Новые проблемы сравнительного землеведения как попытка морфологии земной поверхности». Вслед за Пешелем последовал Фердинанд Рихтгофен. В 1883 году Рихтгофен сформулировал свой взгляд на географию как на науку о различных явлениях, существующих во взаимодействии с ликом Земли, прежде всего с ее рельефом и другими сторонами природы. Он придавал особенно большое значение процессам формирования земной поверхности, прежде всего геологическим. Цель географии Рихтгофен видел в установлении взаимодействия человека с неорганической и органической природой земной поверхности. В одно время с ним жил и работал профессор Фридрих Ратцель, который заложил основы антропогеографии. Хотя это название и можно перевести как «география человека» и им, например, пользовался Д. Н. Анучин, но это не совсем точно. Антропогеография в понимании Ратцеля и его последователей, представлялась как применение к изучению размещения человека и его деятельности теоретических положений дарвинизма. В 1882-1891 годах Ратцель опубликовал 2 тома «Антропогеографии». Главная идея этого большого сочинения состоит в том, что существует много общего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении, взаимодействии с окружающей природой: и те, и другие должны бороться за свое существование, чтобы уцелеть. Одним из самых видных иностранных географов того времени был Альфред Геттнер. Геттнера беспокоил теоретический разлад в географии, распадение на самостоятельные науки цикла общего землеведения, потеря целостности географии. Он попытался заняться обоснованием такой географии, которая бы не расплывалась в разные стороны, не разменивалась бы на частности, не захватывалась бы другими науками и имела бы сущность, относящуюся только к географии и ни к какой другой науке. В основу своей теоретической концепции он положил старые идеи Риттера о «заполнении пространства». Сущность географии, считал Геттнер, заключается в применении пространственного метода исследования. Его итоговое определение географии звучит так: «наука о пространствах земной поверхности по их вещественному наполнению». И еще: «рассматривать вещи и процессы с хорологической точки зрения – это значит принимать их не как таковые и не в их развитии во времени, как в наполнении пространства».
Среди ненемецких географов выделялся знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш, который возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Видаль заложил основы так называемого поссибилизма, то есть теории отбора человеком таких возможностей природы, которые соответствуют его способу жизни.
2. Развитие теоретических основ научной географии
2.1. Дифференциация и интеграция научной географии
Во всех науках нашего времени происходит сложный объективный процесс их дифференциации и интеграции. Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемые процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производственной, так и в непроизводственной сфере с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Науковеды даже выделяют закон дифференциации и закон интеграции.
Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является результатом требований практики, под ее «напором». Наоборот, интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в государственной поддержке, в международном признании. Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие, сильные и широко образованные ученые. Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматриваются как своего рода аналогии понятиям «анализ» и «географический синтез». Процессы дифференциации и интеграции в географии понимаются, анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя. Метагеография, разведывая потенциал, возможности географической науки, выявляя ее глубинную сущность, стала и наукой об управлении географической наукой как системой. Географическая наука, как и всякая другая система, требует регулирования и управления ею. В этом и заключается активная роль метагеографии. Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в виде пространственной системы. Географы уже много лет исследуют территориальные системы разного характера. Их рассмотрение как целостностей неминуемо требует внутренней интеграции, или комплексного в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности.

  1    2    3    4    5    6    7     8    9    10    11  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама