Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по философии, психологии и социологии

Скачать реферат:

Название: психоанализ и религия

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13  

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА 4
1.1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ФРЕЙД И ЮНГ. 4
1.2. ТРИ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 7
1.3. АСПЕКТЫ РЕЛИГИИ В ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА. 8
2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ. 15
2.1. СЛУЧАЙ И СУЕВЕРИЕ 15
2.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 15
2.3. ТАБУ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 17
3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ 19
3.1. НЕВРОЗ И РЕЛИГИЯ 19
3.2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И АВТОРИТАРНАЯ РЕЛИГИЯ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
Введение
Тема данной работы "Психоанализ и религия".
Актуальность темы и научный интерес заключается в том, что направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание. Проблема религии занимает особое место в социальной философии психоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально- философского характера. Определив религию как 'проецированную во внешней мир психологию', Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.
Цель работы - рассмотреть психоаналитический подход к религии.
Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить 'превратить метафизику в метапсихологию, т.е. свести учение о сверхчувственной реальности к общей теории человеческой психики. Фрейд считал, что религия - это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования. Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему удалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно: символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей. Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко- психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней между нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка.
Задачи работы состоят в следующем:
1.Рассмотреть понятие и сущность религии в свете психоанализа.
2.Изучить структуру и особенности религии.
3. Рассмотреть систему религиозных переживаний в свете психоанализа.
Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь и сталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией ученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблем и методами их решения, между субъективными намерениями и объективным результатом его исследовательских усилий.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА
1.1. Понятие религии в психоаналитической теории. Фрейд и Юнг.
Фрейд разбирал проблему отношения религии и психоанализа в одной из своих самых глубоких и блестящих работ - "Будущем одной иллюзии". Юнг, первым из психоаналитиков понявший, что мифы и религиозные идеи являются выражением глубоких инсайтов, обсуждал тот же вопрос в лекциях 1937 года, опубликованных под названием "Психология и религия".

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама