Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по философии, психологии и социологии

Скачать реферат:

Название: Анализ социального конфликта

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32  

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА. 2
1. ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 2
2. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ. 23
А. Социально-биологическая парадигма. 24
Б. Социально-психологическая парадигма. 29
В. Классовая парадигма. 31
Г. Диалектико-созидательная парадигма. 36
Д. Структурно-функциональная парадигма. 41
Е. Парадигма насилия. 43
Ж. Парадигма ненасилия. 49
3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. 52
Глава I. Методологический анализ социального конфликта.

1. Проблематика конфликта: исторический обзор.

Современная теория конфликта опирается на многовековую историю накопления и развития конфликтологических идей. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было предметом размышлений философов на протяжении тысячелетий.
Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Древнегреческий мыслитель Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых философов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" 1
"Вражда", "война", по его мнению, есть источник появления нового в мире. "Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что возникает через вражду..."2
Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это "война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, Одних она сделала рабами, других - свободными"3. Эти слова Гераклита - одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь выступают как непременный атрибут общественной жизни.
Если Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, то Платон (428-348 гг. до н.э.) рассматривал ее как величайшее зло. В учении философа получила свое развитие идея социальной дифференциации, из которой возникают конфликты. Согласно разработанной им этической трехступенчатой иерархии людей и их добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества свойственна сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять государство (извне - отражать нападение врагов, внутри - при помощи охраны законов); 3) добродетелью мудрости обладают правители, которые определяют законодательство и управляют государством.4 Что же касается рабов, то они, по мысли Платона, не обладают никакой добродетелью и выпадали из числа лиц, способных принять участие в политической жизни. В этом выражалась позиция Платона, ратовавшего за аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением.5
Крупнейшим мыслителем Древнего мира, касавшимся проблем конфликтологии, был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его интересовали вопросы роли государства в преодолении возникавших между людьми конфликтов, важнейшим из которых были бесконечные войны (трактат "Политика"). Он считал:
"Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ...живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; ...такой человек по природе своей только и жаждет войны".6
Аристотель рассматривал человека в качестве гражданина (политического существа), являющегося частью государства, которое выступает организационной формой преодоления конфликтов между людьми. Как только человек оказывается вне государства, он начинает воевать.
Деление людей на тех, кто властвует, и тех, кто должен подчиняться, он относил к естественным законам природы и считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином, а отсюда вытекает, что конфликт представляет собой естественное состояние общества, в котором господин должен обращаться со своим рабом как с "говорящим" орудием". Важнейшие источники конфликтов, с его сточки зрения, коренятся в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых почестей.7

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама