Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по менеджменту (теории управления и организации)

Скачать реферат:

Название: школы менеджента

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13  

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Революционный взрыв в области менеджмента в 50-х годах оказал не только позитивное влияние на результативность исследований, но и имел негативные последствия. Представители различных школ менеджмента в процессе исследований, предлагая постулаты, научные методы и решения задач менеджмента, часто по-разному интерпретировали предмет менеджмента. Наблюдаемое отсутствие системности и методологическая путаница в исследованиях, сложившиеся в начале 60-х годов при всех попытках разработать единую теорию менеджмента, сохранились до наших дней. Предлагаемый в настоящей статье подход к классификации исследований позволяет построить эффективную систему понятий и постулатов, предназначенную для использования в качестве аксиоматической основы общей теории менеджмента.
ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Традиционный подход к описанию опыта теоретических работ, посвященных менеджменту, как правило, подразумевает хронологическое описание направлений и результатов исследований различных авторов в прошлом. В лучшем случае такое описание структурировано по отношению к определенным научным направлениям. Например, бихевиористический подход подразумевает исследование поведения, когнитивный - исследование мыслительной деятельности, психофизиологический - исследование связи физиологии и психики, системный - исследование производственных отношений как системы и т.д. С позиции энциклопедического представления знаний такая методология вполне оправдана. Однако, ее полезность становится сомнительной при желании определить вклад рассматриваемого исследования в решение конкретной практической задачи менеджмента. Например, принято считать, что предметом исследований в теории мотиваций является система потребностей индивида. Однако, содержательный (логико-лингвистический) анализ используемых понятий и категорий показывает, что свойства предметов исследований различных авторов работ в рамках теории мотивации лишь пересекаются, но не совпадают. Строго говоря, философское, физиологическое, инстинктивное, психологическое и др. направления теории мотивации имеют различные предметы исследований. Примерно такая же картина имеет место и в других направлениях исследований по тематике менеджмента.
Основная проблема здесь видится в использовании на практике несходных по содержанию парадигм. Под парадигмами понимается ряд связанных между собой предположений о предмете исследования, которые оказывают влияние на идентификацию областей исследований, формулировки, предпочтительные аналогии и выбор исследовательских методов. В этой связи многие исследователи утверждали, что единой универсальной теории менеджмента не существует.
Очевидно, ценность парадигмы в рамках той или иной научной дисциплины зависит в первую очередь от величины вклада, который она вносят в разъяснение или разрешение проблемы по сравнению с конкурирующими парадигмами. В качестве примера можно привести, по крайней мере, три научные теории, каждая из которых может претендовать на роль надсистемы по отношению к общей теории менеджмента:
1. Применительно к социальным системам свою конструктивность пытается доказать теория самоорганизации сложных систем, которая описывает общие законы структурного развития сложных систем, стимулируемого воздействием внешних факторов [1, 2].
2. В рамках теории автоматического управления разработаны общие алгоритмы управления для объектов, которые могут быть описаны в пространстве состояний системой дифференциальных или разностных уравнений. По мнению некоторых авторов к таким объектам могут быть отнесены не только технические системы, но и организационные [З].
3. В свою очередь, теория принятия рациональных решений утверждает, что все задачи менеджмента сводятся к принятию решений, и предлагает свои парадигмы решения обозначенной проблемы [4, 5].
Основным недостатком перечисленных теорий (с точки зрения задач менеджмента) является именно их общая значимость, выражающаяся в той степени общности основных парадигм, которая в сильной степени затрудняет сведение проблематики этих теорий к проблематике менеджмента.
ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Из сказанного выше можно сделать следующие основные выводы:
1. Задача корректной классификации исследований в области менеджмента является краеугольной для определения менеджмента как научной дисциплины. Историческо-предметный принцип не подходит для решения такой задачи,

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама