Калужские рефераты


Дипломы, курсовые по экономической теорим, макроэкономике, политэкономии

Скачать реферат:

Название: Мелкобуржуазная политическая экономика

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  

Введение
Промышленный переворот, охвативший в первой половине XIX в. многие европейские страны, предопределил зарождение разнообразной критики основополагающих постулатов смитианского учения. Эту критику правомерно соотнести с тремя альтернативными классической школе направлениями экономической мысли, как-то: экономический романтизм, утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из указанных направлений выступали в качестве противников классической политической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества.
Термин «экономисты-романтики» берет свое начало со времен выхода в свет одной из ранних публикаций В. И. Ленина под названием «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897). В этой работе речь идет о том, что российские «экономисты-народники», подобно С. Сисмонди (Сисмонди Жан Шарль Леонар Симодзе (1773-1842) – французский экономист и историк, иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Критиковал капитализм с мелкобуржуазных позиций. Первый экономист, который поставил проблему кризисов перепроизводства в центр исследований. Выступал за мелкое товарное производство, за участие рабочих в хозяйском деле), развивают «экономические теории романтизма» и ограничиваются «сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа».
Если для С. Сисмонди, несмотря на расхождения во взглядах с классиками, исходной базой в политической экономии было все же их учение, то П. Прудон (Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) – французский социалист. Родоначальник анархизма. Критиковал крупное капиталистическое производство, выступал за увековечивание мелкотоварного производства. Пропагандировал мирное переустройство общества путем реформы кредита и обращения, выдвинул идею учреждения «Народного банка», с целью предоставления дарового кредита для организации эквивалентного обмена продуктов труда мелких производителей. Выдвинул звонкий лозунг «собственность – это кража», частной собственности противопоставлял владение, основанное на личном труде) стремился как можно дальше дистанцироваться от них. В частности, в своей работе «Что такое собственность?» он, возражая Ж.Б. Сэю, утверждает: «Политическая экономия, будучи наукой о ценностях, о их производстве, распределении, обмене и потреблении, невозможна, раз меновая ценность не поддается измерению...», а «что же касается разрешения социальных проблем, которое пытались дать экономисты (классики), то можно сказать, что оно было абсурдным.
Предметом изучения политической экономии, по мнению П. Прудона, не может являться сфера производства, так как в этом случае из-за того, что «меновая ценность не поддается измерению», без внимания остаются проблемы социальной сферы и, прежде всего многообразные задачи организации обмена и потребления. Последние по существу и являются предметом изучения этой науки в его представлении.
Вот почему в экономической литературе, ориентированной на марксистско-ленинское учение, традиционно выделяется специальный раздел «мелкобуржуазная политическая экономия» либо «мелкобуржуазная экономическая мысль».
«Романтики», по характеристике Ленина, «возлагают все свои надежды на слабое развитие капитализма, взывают к его задержке», а их «оратор» Сисмонди «указал на одинаковое основание свободной торговли и протекционизма… на тот процесс “ломки” старой хозяйственной жизни и старых полупатриархальных отношений в западноевропейских государствах… на тот общественный факт, что, при известных условиях, свободная торговля ускоряет эту “ломку”».

  1     2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама