Калужские рефераты


Дипломы, курсовые, рефераты по биологии

Скачать реферат:

Название: Ощущения в жизнедеятельности человека

  1     2    3    4    5    6    7    8    9  

I. О Щ У Щ Е Н И Я И Р Е Ц Е П Т О Р Ы
Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием.
Если следовать из определения, то ОЩУЩЕНИЕ – первая ступень познавательной деятельности человека. Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Ощущения представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия.
Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторой реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.
Ощущения и восприятия теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания человека, на основе воздействия ее на органы чувств, но ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные или неопредмеченные впечатления человека от окружающего.
Следует добавить, что ощущение – это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции человека, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленное на соответствующее качество предметов или явления. Ощущение – это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.
У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики; порождая новые предметы с новыми, все более совершенными качествами, она порождает и новые «чувства», способные все более совершенно и сознательно их отображать.
Рецептор – орган, специально приспособленный для рецепций раздражений, который отличается особо низким порогом этого раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. Специализация органов чувств, или рецепторов, выражается в том, что и неадекватный раздражитель, воздействуя на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением («искры из глаз сыплются» при ударе). Но и механический раздражитель может дать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, воздействует ли он на осязание, слух или зрение.
Ощущение и степень его адекватности действительности обусловлены и состоянием рецептора, а также и воспринимающего организма в целом. Существуют и иллюзии, и галлюцинации, существуют обманы чувств. Но именно поэтому мы и можем говорить о некоторых показаниях чувств, как иллюзиях, галлюцинациях и обманах чувств, что они в этом отношении отличаются от других объективных, адекватных действительности показаниях органов чувств. Критерием для различения одних от других служит действие, практика, контролирующая объективность наших ощущений как субъективного образа объективного мира.
II. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я О Щ У Щ Е Н И Й и ИХ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
ТРИ ОСНОВНЫХ КЛАССА ОЩУЩЕНИЙ:
1. Экстероцептивные (дистантные – слух, зрение, и контактные – осязание, вкус),
2. Прориоцептивные или кинестетические,
3. Интероцептивные или органические
В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения – прикосновение и давление, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

  1     2    3    4    5    6    7    8    9  

Скачан: 0 раз.

Скачать диплом, курсовую, реферат, контрольную

Понравилось? тогда жми кнопку!

Лучшие студенческие анекдоты

Поиск


Реклама